ЗАМЕТКИ ПОСЛЕ СТАЖИРОВКИ В МФТИ

А.Н.Фирсов

Талантливый человек выделяется, в частности, умением коротко выразить суть любой проблемы и возможных путей ее решения.

В октябре 2010 года мне довелось провести две недели в МФТИ – одном из наиболее интеллектуально насыщенных (до сих пор) вузов страны. В разговорах с преподавателями и студентами у них часто проскальзывали короткие замечания, высказывания и оценки, которые, как мне представляется, несмотря на свою краткость, оказывались очень емкими по существу и злободневными по содержанию. Настолько емкими и злободневными, что комментировать их, думаю, нет нужды. С другой стороны, они могут оказаться полезными заинтересованному мыслящему читателю. Поэтому ниже я привожу просто калейдоскоп мыслей неординарных людей. В основном, эти мысли относятся к задачам и принципам обучения в современном вузе. Авторов приводимых высказываний, в большинстве случаев, я указать не могу, но, думаю, это не важно – все эти мысли можно отнести к творческой атмосфере физтеха.


Ключевой задачей кадровой политики в ВУЗе или научном коллективе должна быть не задача «омоложения», а задача «преемственности» кадров.

Заведующий кафедрой – это, в первую очередь, не менеджер, а интеллектуальный лидер, в идеале - глава научной школы.

Успешный учебный процесс – это тот, который погружен в процесс научных исследований, научного поиска.

Образование – это передача культурного наследия от одного поколения к другому. Именно поэтому, эффективное образование предполагает непосредственное взаимодействие учитель-ученик.

Культура нации имеет не только гуманитарную, но и естественнонаучную составляющую.

Единственная компетенция, которой надо учить – это думать своими мозгами (из разговора двух студентов).

Sapere aude – буквально «дерзай знать» (Гораций и девиз МФТИ).
Основная задача педагога – вызвать у студента стрессовое состояние дерзания знать.

Надо прививать учащемуся стремление решать нерешенные задачи, узнавать то, что еще никто не знает.

Студент должен понимать, что лекция – это путеводитель, а путешествовать он должен сам.

ВУЗ должен учить аналитическому мышлению, умению анализировать окружающий мир.

Настоящий инженер – это «синтезатор знаний», он должен хорошо представлять, что и где лежит в науке.

Если берешься за какое-либо дело, надо стараться сделать его наилучшим образом. Если чувствуешь, что к этому не готов – лучше не берись. Значит дело это – не твое.

"Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства" (Леонардо да Винчи)

«Лишь две вещи бесконечны: Вселенная и глупость. Хотя, насчет Вселенной я не уверен».
А. Эйнштейн